Суббота , 27 апреля 2024
Главная / Образование / До школы / Как научить ребенка читать? Плюсы и минусы основных методик обучения чтению

Как научить ребенка читать? Плюсы и минусы основных методик обучения чтению

Научить ребенка читать пробовал каждый родитель, но не каждый добился успеха. Какие есть методики обучения чтению и в чем их плюсы и минусы, рассказала Алена Ефимова, логопед, олигофренопедагог и основатель сети детских образовательных центров IQ POINT.

1. Методика запоминания букв с помощью звуковых ассоциаций Алены Ефимовой

Данная методика применяет мнемотехнику и способна помочь детям запомнить буквы за одну демонстрацию. К каждой букве предлагаются картинки, создающие ассоциацию буквы с его звучанием. При этом предлагаемая к букве картинка соответствует форме заданной буквы, а также издаваемый объектом звук соответствует звучанию этой буквы. Например, для запоминания буквы «З» к букве предлагается изображение пчелы, форма которой повторяет форм буквы «З», с добавлением звука “з-з-з-з-з”. Это объясняется ребенку как звук крыльев.

А, например, к букве «Х» предлагается дублирующая картинка в виде скрещенных костей как на пиратском флаге. При этом ребенку эмоционально рассказывается легенда, как однажды пират чуть не подавился такими же костями и захрипел «х-х-х-х-х».

Такие поясняющее истории в комплексе со зрительными и слуховыми образами обеспечивают быстрый результат, повышая их мотивацию и самооценку. Известно, что мозг человека легче запоминает то, что поддается логическому объяснению. К методике прилагаются складовые ленты для быстрого обучению чтению слогов.

Сильные стороны данной методики:

  • многие дети запоминают буквы таким способом всего за одну демонстрацию;
  • звуковой метод обучения помогает запускать речь и скорректировать произношение;
  • изучать буквы и учиться читать становится интересно, так как применяются яркие картинки, и материал можно преподносить в виде увлекательного рассказа или сказки.

К минусам методики можно отнести:

  • для запоминания ассоциаций требуется развитая зрительная память;
  • обучающий должен понимать принцип обучения, правильно объяснять и озвучивать ассоциации к буквам и уметь эмоционально рассказывать;
  • некоторые картинки-подсказки дети могут ассоциировать с привычным им звучанием, а не предлагаемой методикой. Например, в методике самолет имеет форму буквы Н и летает со звуком «н-н-н-н-н”, но ребенок может продолжать ассоциировать звук мотора самолета как «в-в-в-в-в», что может растянуть обучение.

2. Классический метод обучения чтению при помощи выделения первого звука из слова

Ребенку показывают букву и картинку-подсказку, где изображен предмет, название которой начинается на заданную букву. Например, по этой методике, часто при изучении буквы “А” показывают изображение арбуза, а когда учат букву “К”, используют картинку с котом.

Сильные стороны данной методики:

  • за 100 лет своего существования методика доказала свою эффективность;
  • вычленение первого звука слова помогает развивать фонематический слух;
  • сложный комплекс анализа букв развивает у детей память.

К минусам методики можно отнести:

  • часто дети при виде буквы произносят название предмета;
  • сложность этапов воспроизведения букв растягивает срок обучения, часто вызывая потерю мотивации;
  • требует достаточно развитой зрительной памяти, чтобы запомнить предлагаемые к буквам картинки.

3. Целостное запоминание слов по методике Глена Домана

С помощью карточек со словами дети запоминают слова целиком, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Например, родитель показывает карточку, где нарисован кот, и произносит слово “кот” вслух. За короткое время озвучивают сразу несколько карточек и такое обучение повторяют несколько раз в день. Так ребенок запоминает слово, опираясь на его написание.

Сильные стороны данной методики:

  • используя этот метод, дети могут развить навыки раннего чтения, часто учась распознавать и читать слова;
  • обучение узнавать слова, опираясь только на его зрительный образ, помогает развивать фотографическую память;
  • метод поощряет активное участие родителей в обучении чтению, способствуя установлению тесных связей и взаимодействию между родителями и детьми.

К минусам методики можно отнести:

  • умение читать ограничивается только теми словами, которые применялись в обучении, при виде новых слов ребенок теряется;
  • метод не делает акцент на фонематической осведомленности, которые важны для расшифровки незнакомых слов и развития беглости чтения.

Примечание эксперта: в младшем возрасте дети больше интересуются яркими картинками нежели однообразными и малопонятными для них знаками. В связи с этим некоторые критики утверждают, что этот метод может оказывать чрезмерное давление на маленьких детей с целью достижения результатов, что потенциально может привести к стрессу или тревоге.

4. Чтение по Монтессори

Основная идея методики Монтессори заключается в том, что дети перед произношением буквы пытаются ее написать. Для этого используются специальные тактильные карточки с буквами, по которым дети могут проводить пальчиком, одновременно называя соответствующий звук. Так ребенок знакомится с формой букв и их звуками, помогая себе перейти к чтению слов и фраз.

Сильные стороны данной методики:

  • метод объединяет визуальные, аудиальные и кинестетические элементы, учитывает различные стили обучения и обеспечивает богатый и разнообразный опыт обучения;
  • метод часто объединяет чтение с другими языковыми занятиями, такими как письмо, рассказывание историй и изучение слов, способствуя целостному подходу к развитию языка;
  • у детей есть свобода прогрессировать в своем собственном темпе, что способствует индивидуальному обучению и позволяет им обрести уверенность и независимость в процессе чтения.

К минусам методики можно отнести:

  • родителям и обучающим может потребоваться образование и поддержка, чтобы полностью понять и поддержать подход Монтессори к чтению;
  • адаптация метода к традиционным образовательным условиям или средам, не связанным с системой Монтессори, может вызвать проблемы;
  • еще один существенный минус методики — во время обучения требуется много специфического наглядного материала, что может создавать барьер в применении методики.

5. Обучение чтению кубикам Николая Зайцева

Методика «Кубики Зайцева» помогает детям научиться читать, используя игровые кубики со складами и буквами. Детально продуманная методика имеет в комплекте 52 кубика, наполненных железными элементами для звонких согласных, и деревянными элементами для глухих согласным. Кубики разделяются по цветам и размерам: большие кубики – это твердые слоги, а маленькие – мягкие.

Сильные стороны данной методики:

  • игровой способ обучения привлекает внимание детей и долго удерживает их вовлеченными;
  • крупные знаки на кубиках, карточках и плакатах помогают сберечь зрение;
  • методика доказала свою эффективность в обучению чтению детей раннего возраста.

К минусам методики можно отнести:

  • дети, обученные читать по складам, с трудом переходят на деление слов по слогам;
  • методика требует от обучающего знания технологии применения кубиков для обучения; 
  • часто родители, наслышанные об эффективности методики, после приобретения не могут применить его для обучения своего ребенка;
  • еще одним существенным минусом является дороговизна комплекта.

Достижение баланса между безопасностью, пользой и удовольствием от обучения чтению

В заключение хочется подчеркнуть, что выбор методики должен учитывать уникальные особенности, интересы и предпочтения ребенка. Используя различные методы обучения, разработанные выдающимися и опытными педагогами, мы можем создать сбалансированный подход, который обеспечивает безопасность, пользу и удовольствие от обучения чтению. Это в конечном счете позволит раскрыть весь потенциал каждого ученика.

Уделяя приоритетное внимание безопасному, полезному и приятному процессу обучения, мы можем направить детей на путь становления уверенными в себе и способными читателями. Важно помнить, что основы чтения закладывают базу для обучения и исследований на протяжении всей жизни. Поэтому подходить к обучению чтению необходимо с заботой и вниманием, которых оно заслуживает.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Почему нам грустно после праздников и как с этим справиться с помощью кино?

Праздники закончились, и даже Старый Новый год позади, теперь постпраздничная апатия чувствуется особенно остро. Оно …