Главная / Образование / Дополнительное образоване / Английский для дошкольника: стоит ли овчинка выделки?

Английский для дошкольника: стоит ли овчинка выделки?

Современные родители стараются дать своему ребенку все самое лучшее и с пеленок заботятся о его будущем. Отсюда вытекает огромный интерес к раннему развитию: чем только с малышом не занимаются и какие только методики обучения с первых лет жизни не используют. Многие заинтересованы и в том, чтобы чадо с самого начала разговаривало, как минимум, на двух языках. Директор по обучению языковой школы ILS, преподаватель с 22-летним стажем Татьяна Румынцева рассказывает, действительно ли стоит обучать ребенка иностранному языку уже в дошкольном возрасте и, если да, то как грамотно подойти к этому процессу.

Оптимальный возраст

Английский язык открывает все возможные двери перед человеком и убирает границы. Он нужен, чтобы свободно путешествовать. Он помогает иметь более высокого уровня свободу в выборе профессии и передвижениях в своей жизни. Кем бы человек ни захотел стать, когда вырастет, английский язык ему точно пригодится: он требуется сегодня почти на каждой работе, связанной с интеллектуальным трудом. Многие родители, к счастью, это понимают и поэтому стремятся дать необходимые знания ребенку уже в начале его жизни. Тем более, что в детстве изучать язык куда проще.

С какого возраста стоит начинать обучение ребенка английскому языку? Оптимально вводить английский, когда ребенок начал говорить на русском.

Если начинать учить язык очень рано – с 2-3 лет, есть много плюсов:

  • нет языкового барьера, и его уже не нужно будет преодолевать в старшем возрасте,
  • можно выучить язык без акцента, если заниматься с носителем,
  • ребенка не испугает незнакомый язык, не смутят странные латинские буквы,
  • можно уже в раннем возрасте добиться многого в изучении языка, и в школе ребенку будет проще.

Эти утверждения подкрепляются данными научных исследований. Так, по данным Мичиганского университета, в возрасте от 0 до 3 лет мозг маленьких детей уникально приспособлен к изучению второго языка — именно в это время мозг находится на самой гибкой стадии развития. Фактически, младенцы, подвергшиеся билингвальному воздействию, уже в возрасте 6 месяцев прекрасно распознавали переключение на другой язык. Дети могут выучить второй язык так же легко, как они учатся ходить и учат свой основной язык. При этом изучение второго языка не оказывает негативного влияния на восприятие родного языка.

Сегодня все еще живо множество мифов о раннем изучении иностранного языка. Один из самых устойчивых среди них звучит следующим образом: ребенок будет путать языки, не сможет нормально говорить ни на родном, ни на иностранном, и это приведет к задержке речевого развития. Однако нейробиолог Патриция Куль опытным путем смогла доказать: маленькие дети легко переключаются с одного языка на другой. Всего лишь в трехлетнем возрасте малыш самостоятельно определяет, что русский и английский — это два разных языка и, проанализировав социальный контекст, способен принимать верное решение о том, на каком языке нужно сейчас говорить. Важное дополнение: к 8-10 годам способность к усвоению иностранного языка на одном уровне с родным исчезает, так как ребенок уже приобрел навыки общения на одном языке.

А профессора Калифорнийского университета Джудит Кролл и Университета Аризоны Паола Дюссиас утверждают, что за последние два десятилетия новые исследования в области билингвализма изменили наше понимание последствий изучения и использования двух и более языков для познания, развития мозга, успеха и благополучия на протяжении всей жизни. В отличие от стереотипа о том, что знакомство с несколькими языками в младенчестве осложняет языковое и когнитивное развитие, новые данные свидетельствуют о том, что такое знакомство идет на пользу людям: они становятся более открытыми к другим языкам и изучению нового.

Еще одно интересное исследование было посвящено вопросу, дает ли детям более ранний возраст начала обучения преимущество по сравнению с их сверстниками, начавшими учить язык позже. Немаловажно, что речь в исследовании шла не о повседневном погружении в иностранный язык, а о количестве занятий в неделю, не превышающем 3 часа. Полученные данные свидетельствуют о том, что даже занимаясь в классе минимальное количество времени в раннем возрасте, в дальнейшем ребенок будет легче воспринимать язык.

А как же ограничения?

Безусловно, при занятии иностранным языком с малышами есть определенные ограничения. Так, например, у маленьких детей не развито абстрактное мышление, соответственно, их бесполезно учить правилам. Как уже упоминалось выше, важно, чтобы все обучение проходило в игровой и чисто разговорной форме: услышал – повторил – интуитивно уловил. Соответственно, нужно быть готовыми к тому, что малыши будут говорить сначала по одному слову, затем небольшими фразами. Это абсолютно нормально, и это достаточный прогресс для дошкольника.

При этом у нас в практике есть примеры, когда школьники успешно сдавали экзамены на уровень носителя языка, потому что начали обучение именно в дошкольном возрасте. Дети любят учиться и впитывают как губки. Если дать им материал рано, они быстрее и успешнее его усвоят. Особенно если обучение будет построено в игровой форме и по коммуникативной методике. Суть этой методики заключается в том, что преподаватель разговаривает с детьми исключительно на английском языке и акцент делается на общении, а не на письменных заданиях. Как результат, дети полноценно погружаются в языковую среду, учатся не через перевод, а как носители языка. В этом случае обучение превращается для ребенка в веселый и интересный досуг.

Хороший ли у нас педагог?

Как подобрать грамотного учителя? Для дошкольника не столь важно подобрать педагога с высоким уровнем владения языком, сколь человека, который умеет преподавать именно детям – уровня B2 (средний) будет достаточно. В этом случае гораздо большее внимание родителям стоит обратить на методику преподавания, на опыт работы с малышами и на соответствующее образование. Еще раз подчеркну – крайне важно, чтобы педагог знал коммуникативную методику и владел игровыми техниками обучения.

Если же преподаватель на первый урок с малышом приходит с учебником и ждет, что ребенок будет выполнять задания по этому учебнику как в школе – бегите. Дошкольнику будет скучно, и он ничего не запомнит.

Идеальный процесс обучения в этом возрасте выглядит следующим образом: дети поют песенки, учитель много с ними говорит в процессе игр, а они отвечают по паре слов. Важно и чтобы он часто менял активность, так как уровень концентрации у детей в этом возрасте очень низкий. Конечно, в процессе уроков будут даваться и задания, но их должно быть минимум.

Что эффективнее: занятия в группе или индивидуально?

И занятия в группе, и индивидуальные занятия с репетитором могут быть эффективны. Все зависит от характера именно вашего ребенка. Детям-интровертам, застенчивым и стеснительным, будет удобнее заниматься индивидуально. Мозг интроверта очень легко поддается стимуляции, много общения, звуков вокруг, активностей и прочих воздействий извне — это гиперстимуляция для такого ребенка. Поэтому для них больше подходят занятия тет-а-тет с учителем. У экстравертов, более открытых, любителей пообщаться все наоборот: они менее восприимчивы к стимуляциям извне, поэтому они не будут перегружены в окружении людей.

И немаловажным, конечно, является фактор удобства формы занятий для родителей: вам проще отвезти ребенка и оставить в группе, выделив себе свободное время на период занятий, или комфортнее, чтобы педагог приходил сам к вам домой?

Плюсы занятий с репетитором очевидны: гибкое расписание, персональный подход и занятия в темпе именно вашего ребенка, все внимание учителя отдано только одному малышу. Однако ребенку может быть скучновато, так как все игры один на один с учителем, нет общения с другими детьми.

В группе веселее играть, есть общение с ровесниками, больше разнообразие занятий, поскольку есть множество игр, для которых нужно больше двух человек. Но здесь отсутствует индивидуальный подход, и меньше внимания уделяется каждому ребенку в отдельности. Однако есть выход – например, в ILS группы до 6 человек, чтобы внимания учителя хватало всем.

Как отследить результат?

Многих интересует вопрос, как отследить эффективность программы, предлагаемой дошкольникам. Если родитель сам не знает язык, то единственный вариант – обратиться в языковую школу для оценки уровня языка малыша другим преподавателем.

Есть также независимые тестирования, которые можно пройти на площадках языковых школ. Когда курс с преподавателем пройден, нужно попробовать пройти экзамен или тест на уровень, который был пройден. Но такие тестирования подходят в большей степени для детей постарше — от 7 до 12 лет по аналогии с экзаменами Cambridge для Young Learners на уровень pre-А1, A2.

Таким образом, нет причин не учить английский в дошкольном возрасте. Стоит помнить, что, чем старше ребенок становится, тем больше снижается его тяга к познанию мира. А одновременно с этим растет значимость мнения окружающих. В комплексе это может негативно влиять на результаты в изучении языка: перед вами будет уже маленький взрослый, который начинает думать, что говорить нужно либо идеально, либо никак. Этот барьер сложно преодолеть. Малыши же новое впитывают как губки, не видя никаких границ. А главное – это время, когда легче всего научить ребенка относиться к знаниям не как к крепости, которую нужно брать с боем, а как к чему-то невероятно интересному. Тем самым, вы заложите у него основы для изучения всего нового с удовольствием на протяжении всей жизни.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Как вырастить коммуникабельного ребенка? Пусть участвует в КВН!

Многолетние исследования доказывают: наибольшего успеха во взрослой жизни достигают те, кто с раннего возраста активно …